Это были мои заключительные зимние каникулы, и наполнены они были событиями, позволившими прочно осесть в моей памяти.
Я оканчивал десятилетку, имел паспорт на руках и родители, посчитав меня уже достаточно взрослым, разрешили провести мне зимние каникулы у маминых родителей, а моих соответственно, бабушки и дедушки в селе Великие Сорочинцы, что на Полтавщине. И первый раз в жизни мне предстояло отправиться в Сорочинцы, находящиеся за 500 c лишним километров от Бердянска, одному, без какого-либо сопровождения.
В одном из своих рассказов, я поведал, каким образом можно было добраться из В.Сорочинец в Бердянск, теперь остановлюсь на том, как из Бердянска, в те годы, можно было приехать в Сорочинцы.
Путь этот состоял из трёх основных частей, каждая из которых, имела свои нюансы.
Первый. Автобусом, следующим по маршруту «Бердянск – Полтава», прибываешь в Полтаву. Автобус отправлялся из Бердянска около 10-ти утра и прибывал в Полтаву в районе 9-ти вечера. В Полтаве общественным транспортом следовало переехать с автовокзала на железнодорожный вокзал.
Второй. Поездом из Полтавы в Миргород. Поезд был проходящий, из Полтавы отправлялся в районе 24 часов и прибывал в Миргород в пятом часу утра. В Миргороде специальный автобус, ожидавший на ж/д вокзале прибывающих в ночное время пассажиров, причём в соответствии с расписанием движения поездов, доставлял их в санатории Миргорода и на автовокзал.
Третий. Автобусом из Миргорода в Сорочинцы. На автовокзале приходилось около часа ждать, когда откроется касса и ещё минут сорок ожидать отправления собственно автобуса. Если мне память не изменяет, то это был автобус, следовавший по маршруту «Миргород – В. Обуховка» через В. Сорочинцы.
Признаюсь, мне долго пришлось упрашивать родителей, дабы добиться от них согласия отправиться в гости к дедушке с бабушкой одному.
Второй этап моего следования не обошёлся без конфуза.
Хорошо помню, как я бродил по платформе в светлом в чёрную и красную клетку пальто, ожидая вот-вот, прибывающий поезд. Был небольшой мороз, шёл снег, по платформе гуляли сквозняки, и, ежившись, я понимал, что может как маскхалат моё пальтишко бы и сгодилось, но для зимы было всё-таки жидковато.
Наконец подошёл поезд. Пассажиров, ожидавших отправления, было не сильно много, хоть и все, как, оказалось, купили билеты в общий вагон, тем не менее, за десять минут стоянки поезда спокойно успели зайти в вагон.
Поезд тронулся. И тут я испытал УЖАС!!! Причём по полной программе. Как я ни выворачивал свои карманы, билета не было. Я, к своему стыду и страху, быть высаженным на какой-нибудь станции, билет потерял. Спасибо проводнице. Она мне поверила и разрешила, хоть и в тамбуре, но доехать до Миргорода. Четыре часа в тамбуре, нелегко, но все же лучше, чем неизвестность на какой-нибудь станции, куда меня могли высадить на вполне законных основаниях. Урок на всю жизнь.
Первый же и третий этап прошли без лишних треволнений, и закончилось всё радостью встречи.
Душа моя ликовала. Новый Год предстояло встречать в Великих Сорочинцах, на Родине великого Николая Васильевича Гоголя, поневоле вспоминаешь «Вечера на хуторе близ Диканьки» и подспудно ожидаешь какого-либо чуда.
Первое же чудо
ожидало меня, как только я вошёл во двор. Преобразовался внешний вид хаты, в
которой жили бабушка и дедушка. Такой хату я ещё никогда не видел, это и
понятно, ведь меня привозили в село только летом. Хата словно живая, надела на
себя зимнее убранство. Стены хаты, с целью утепления, были обставлены связками
очерета (камыша). Если бы не металлическая крыша, то можно было подумать, что передо
мной старинный курень запорожских казаков. Из трубы шёл дым, то и дело взмывали
ввысь и будто растворялись вылетающие из трубы искры. В хате было
хорошо натоплено. Отдавало лёгким запахом пылающего костра, жареными яйцами и
шкварками. Приезд мой
отметили сразу же, не откладывая эту процедуру в долгий ящик. Оправившись от дороги, я отправился по гостям, объявить друзьям о своём прибытии в Сорочинцы. К моей радости, в гостях у своих бабушки с дедушкой оказался мой друг Паша. Родители Павла приехали из Харькова встречать Новый Год на Родине в Сорочинцах и его взяли с собой.
В ходе общения с Павлом и его родителями, я получил приглашение встретить Новый Год вместе с ними и не смог ответить отказом.
До Нового Года оставалось три часа. Нам с Пашей было поручено доставить на санках большой праздничный пирог к родственникам Павла на «Затін», что находился на другом, правом берегу речки Псёл.
Проходя по мосту через Псёл, мы с Пашей невольно остановились завороженные. Нашему вниманию предстала поистине волшебная картина. Шёл мягкий и пушистый снег. Путь озаряла яркая луна, отражавшаяся в прибрежных полыньях реки. Запорожские казаки такую луну называли казачьим солнцем. Какой-то особенной и торжественно-величавой, в бликах луны возвышалась над Пслом, стоявшая на круче церковь. Поверьте, это было воистину настоящее чудо, подаренное нам той ночью природой. До Пашиных родственников мы так и дошли, зачарованные картиной этой предновогодней ночи.
А ещё, мне теми зимними каникулами запомнились колядки, вернее принятие мною непосредственного участия в них. Ну не сходство ли с Гоголевскими «Вечерами…»?
Как-то, аккурат на следующий день после Рождества Христова, обращается ко мне бабуля со словами:
- Досить тобі вже оцей телевізор дивиться, он який парубок виріс, шов би краще та колядував.
- Та я не вмію, - отвечаю.
- Та шо тут вміти, йди до людей, співай чи розказуй колядки, а які, я тебе зараз навчу.
И добавляет.
- Ти людям колядки, а вони тобі гостинці різні. И бабушка стала мне диктовать, а я записывать колядки на разные случаи жизни. Моя бабушка,
Мария Карповна, была 1919 года рождения. Сколько же ей пришлось пережить. И украинский
голодомор, и немецкую оккупацию с маленьким ребёнком на руках (моей мамой). Не
имея образования (проучилась три класса, после чего помогала родителям в
работе, то рушники вышивала, то коров доила, то другую какую работу) она, тем
не менее, обладала природной мудростью. Колядок и щедривок знала столько, что
не перечесть. Из всех книжек признавала только одну – «Кобзарь» Т.Г. Шевченко,
его большой портрет, обрамлённый как Икона рушниками, весел в хате на одной из
стен. А галушки варила, просто объедение. Вся Полтавщина галушками славится, но
вкуснее чем у моей бабушки, на мой взгляд, галушек не было. А как запоёт, заслушаешься. Из всего мною записанного, я смог до настоящих дней сохранить в памяти только одну
Сію, вію, посіваю,
з Новим роком поздоровляю.
На щастя, на здоров’я та на Новий рік,
Щоб уродило краще, як торік.
Правда это не колядка, а посевалка, и рассказывают её, когда наступит Новый Год по старому стилю.
Вооружившись, таким образом, текстами колядок, я отправился к Паше. Прочитал Пашиной бабушке одну из колядок, поздравил с наступившим Рождеством Христовым, и действительно, в качестве благодарности за поздравления, получил какое-то угощение и не только.
Паша, не проявлявший никакого интереса к моим читалкам, вдруг взбодрился, после того как мне поднесли стопку оковитой, обращаясь к своей бабушке произнёс:
- И я хочу.
- А ти йди, та колядуй, он як хлопець, то, й тебе пригостять.
Ну, а так как Паша тоже в этой области не обладал знаниями, то я стал невольным свидетелем очередного урока колядования. Получив очередную порцию колядок, мы отправились по селу колядовать уже вместе с Павлом.
Итог колядований пусть останется на нашей с Пашей совести. Вот такими и запомнились мне эти зимние каникулы.
Я часто вспоминаю свою бабушку, Горпына Павловна 1900 года рождения. Пережила все тяготы войн, революций и перестроек. Потеряла на войне двух сыновей. Была совсем неграмотная но обладала удивительной жизненной мудростью. Помню она часто сидела у печи, смотрела на огонь и тихо пела..... Наше поколение что то потеряло.... не смогло взять из той жизни....да и еще, я не помню ни одной хаты в которую я заходил где небыло портрета Т. Г. Шевченка. Вот такие воспоминания рабудил у меня данный рассказ.
Спасибо тебе за такие добрые воспоминания детства, точнее юности. А встретится зимней ночью на мосту через Псёл мы просто обязаны. Жду. Думаю получится