Шулики
(Название написано на украинском языке, на русском следует читать шулыкы)
Уж не знаю, почему так случилось, может, и под влиянием Советской власти, только в детстве от односельчан я слышал, к примеру: «Сегодня Маковея» (Маковый Спас). при этом никто не упоминал, что. праздник Маковый Спас, в соответствии с канонами православной церкви называется «Происхождением честных древ честного и животворящего Креста Господня». Многими годами позже я узнал, что этот праздник называют так же «Медовым Спасом» или «Водным Спасом». Опять же, это в нынешнее время культовые заведения заработали по прямому назначению, и каждый желающий может свободно посещать их в соответствии со своим вероисповеданием. А в те времена люди особенно не распространялись о своей вере, несмотря на то, что свобода вероисповедания была гарантирована Конституцией.
Обязательным кушаньем в праздник Маковея, во всяком случае, в доме у моих бабушки с дедушкой в Сорочинцах, что на Полтавщине, были шулики.
Что же это за кушанье такое шулики? У нас это кушанье состояло из перетёртого мака с сахаром, воды и кусочков коржей, специально испечённых по этому поводу.
К приготовлению шулыков привлекали и меня, причём мне, на мой взгляд, доставалась самая простая, но в тоже время самая муторная часть работы. Бабушка вручала мне макитру с предварительно запаренным маком, вручала скалку, и уходила готовить коржи. Мне же оставалось перетереть мак до нужного состояния.
Примерно в такой макитре я мак и перетирал
Для того чтобы довести мак до нужного состояния, у меня уходило минут сорок. Задача состояла в том, чтобы буквально каждое маковое зёрнышко расплющить о стенки макитры при помощи скалки. Показателем готовности служило молочко белого цвета, выделяемое маком при перетирании. Рано или поздно наступало состояние, когда молочко больше не выделялось, это и указывало на готовность мака.
Каждые десять минут, перетирания мака, приходилось менять позу, так как и руки, и тело буквально затекали. Через какое-то время молочко начинало выделяться, и это было большим соблазном, дабы попробовать мак уже сейчас, не дожидаясь сахара и коржей. И я не сдерживался, я его пробовал.
Перетирая мак, мне казалось, проходила уйма времени, и я звал бабушку оценить готовность мака. Её вердикт долгое время для меня был жестоким:
- Рано.
И я продолжал вращать по кругу скалку внутри макитры.
Наконец, наступало то время, когда мак достигал нужного состояния, и бабушка добавляла в макитру сахар. Оставалось просто перемешивать мак с сахаром, пока сахар не растает. Соблазн пробовать мак с сахаром был ещё больший. Тут уже за мной нужен был контроль, так как над шулыками нависала реальная угроза. Я всё чаще и чаще облизывал скалку.
Что интересно, сахар, растворяясь, поглощал молочко, и мак снова становился чёрным.
Готовый мак бабушка раскладывала по тарелкам, добавляла воду, и тут снова было чудо, вода перекрашивалась в белый цвет, создавалось впечатление, что перед тобой стояла тарелка с молочным супом.
Приготовленные коржи рвались на кусочки и тоже добавлялись в тарелку. На этом, собственно, шулики были готовы к употреблению.
Ох, и вкусное же было кушанье.
Очень интересно! К сожалению я не помню что бы у нас это готовили. Праздники соблюдали, а вот эту кухню нет. Вероятно потому что родители перебрались с Черкасщены в Крым в 1933, а здесь видимо небыло мака и этой тадиции, да и время было голодное. Вот по это то причине они перебрались в Крым. Мой дед тайно ночью вывез свою семью обходя посты НКВдэшников, которые в обкладывали села, что бы жители не разбегались. Это в годы голодомора. Так что видимо им было не до традиций. Ну, а на новом месте небыло ни своего огорода где рос мак, ни своей хаты. Приютили и не дали умереть с голода семья крымских немцев.
Те же обязанность была и у меня. Очень вкусно. Правда в Харькове мы с родителями крошили магазинные знаменитые Харьковские булики, выпекая которые Харьковские люди на Брайтоне становились миллионерами. И так хочу бабусины шулыки.