Эта небольшая история, о которой пойдёт речь ниже, произошла в годы моего детства, когда я гостил у бабушки с дедушкой, в знаменитом на весь мир украинском селе Великие Сорочинцы (Н.В.Гоголь прославил село в своём произведении «Сорочинская ярмарка). Собственно говоря, поэтому мой рассказ и получил название на украинском языке «19 серпня», что в переводе с украинского означает 19 августа.
19 августа православные люди отмечают Преображение Господне, праздник этот напоминает о Преображении Иисуса Христа на горе Фавор - событии, случившемся за 40 дней до распятия Спасителя.
Традиция освящения фруктов нового урожая, в первую очередь яблок, берет свое начало еще с апостольских времен и напрямую связана с самим смыслом праздника. Преображение показывает то новое, благодатное состояние природы и человека, которое становится возможным благодаря воскресению Спасителя. Созревшие плоды, которые священник в храме кропит святой водой, символизируют всю природу, ждущую обновления и спасения от греха.
Три апостола - Иоанн, Иаков и Петр - увидели величие и славу Христа: как говорится в Евангелиях, лицо Спасителя стало подобным свету молнии, одежды - блистающими, как снег. Преображение открыло ученикам Христа, а через них и всему миру, Божественную природу Спасителя.
Праздник был установлен в IV веке, когда святая равноапостольная Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. С V столетия празднование этого дня получило повсеместное распространение на христианском Востоке.
Однако у нас, в народе, эту дату больше связывают со старославянским праздником, а именно 2-ым Спасом «Яблочным». Спас называют яблочным, поскольку с середины августа начинается сбор яблок и овощей. До этого дня употреблять садовые яблоки запрещалось.
В день второго Спаса, совершался и особый ритуал благословления плодов. На столы раскладывали только что собранные горох, огурцы, репу, яблоки и после принесения молитвы благодарности Матери земле, волхв благословлял плоды. Хозяева жертвовали в пользу нищих "начатки", небольшие порции каждого из собранных ими плодов. Отсюда возникла поговорка: "На Второй Спас и нищий яблочко съест".
Хотя возможно эти праздники в ходе времён просто ассимилировались друг в друга, и на смену Волхвам пришли Священники, но как бы то ни было, только, сколько себя помню, перед 19 августом вокруг яблок или груш в нашем селе, во всяком случае, в годы моего детства, всегда начиналась суета.
Мой дед по материнской линии, Мышастый Григорий Данилович, фронтовик, член КПСС, в те годы дорабатывал до пенсии продавцом мяса в местном универмаге. Площадь же, прилегающая к этому магазину, для местных жителей, служила одновременно и торговыми рядами для частников, и местом, говоря современным языком, информационного обмена. Как Вы теперь понимаете, благодаря такому месту работы, дед мой всегда владел самыми свежими сельскими новостями.
Сейчас в этом здании расположено кафе Гоголівске
Однажды, примерно дня за три до яблочного спаса, приходит дед с работы и говорит, обращаясь к бабушке: - Маруся, чув у базарi кажуть, що у людей яблука та грушi не вродили, клопотяться як Спас пройде.
И тут же нам, мне и брату: - А ну пiшли, хлопцi у садок, подивимось, чи у нас вродило?
В саде, разбитом возле хаты росли две груши, сорта, которых мне были неизвестны и яблоня сорта «Белый налив». Были на подворье ещё две яблони, одна, росшая возле хаты, довольно старая, на самом деле урожайностью не радовала, вторая же, находившаяся у сарая, была какого-то зимнего сорта, с поздним созреванием, поэтому нашего внимания не заслуживала.
К нашей всеобщей радости ветки деревьев, что были в саду, прямо-таки ломились под тяжестью плодов. Реакция деда, была мгновенная:
- А ну хлопцi, зривайте яблука й грушi, та складайте у возик.
Работа закипела споро, тележка быстро наполнялась крупными, спелыми, сочными плодами. С гружённой яблоками и грушами тележкой дед отправился «У базар», так в селе говорили, когда отправлялись в магазины за покупками, либо по каким другим делам, приговаривая: - Пiду у базар, може шо вторгую, - видно сработала коммерческая жилка.
Этот «базар», я бы назвал, административно-торговым центром села. Территориально «базар» образовывал разносторонний треугольник, по сторонам которого, находилось несколько магазинов разного назначения, в том числе, и двухэтажный универмаг, сельский ресторан (!!!), пивной бар «Корчма», сельсовет, почта и телеграф. В центре этого треугольника, к тому же находился памятник вождю мирового пролетариата В.И. Ленину. Помнится в детстве, «У базарi» можно было, отстояв большую очередь, сдать бутылки и на вырученные деньги купить разных сладостей, мороженое, ситро. А что ребёнку для счастья ещё надо было?
Не прошло и полчаса, как дед обернулся, но уже с пустой тележкой. Всё повторилось три раза.
Вот так, старый коммунист и односельчанам помог Спас отпраздновать, и семейный бюджет пополнил.
Само собой и мы с братом в накладе не остались.